Вопрос 16 грамматический строй речи. Особенности и закономерности усвоения грамматического строя речи детьми раннего и дошкольного возраста.

Грамматика — это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и син­таксически оформленная речь может быть понятна собе­седнику и может служить для него средством общения. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает моно­логической формой связной речи. Синтаксис играет осо­бую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в раз­витии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка; на общее развитие ребенка, обеспечивая ему пе­реход к изучению языка в школе. К.Д.Ушинс­кий подчеркивал необходимость с самых ранних лет фор­мировать привычку правильной разговорной речи.

Познанные связи грамматически оформ­ляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грам­матического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемы­ми явлениями сказывается в заметном изменении струк­туры детской речи: в увеличении числа предлогов и наре­чий, употреблении сложноподчиненных предложений.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повсе­дневного общения детей со сверстниками и взрослыми, спе­циальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Морфологические элементы на­чинают выделяться в словах очень рано (около 1г. 11мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий у существитель­ного — единственное и множественное число, именительный, винительный, и родительный паде­жи, глагольные категории (повелит, наклонение, инфини­тив, прошедшее и настоящее время). Раньше всего ребенок усваивает число существитель­ных (1г. 10мес.), а также разницу между уменьшительны­ми и неуменьшительными существительными: столик — стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, ко­торые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаго­лов). Поздно (2г. 10 мес.) усваивается условное наклоне­ние, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Дли­тельным оказывается усвоение категорий рода. Род усваи­вается не путем механического запоминания, а связывает­ся с морфологической структурой существительных. А вот период усвоения морфологичес­кой системы русского языка, характеризующийся усвое­нием типов склонений и спряжений происходит в возрасте от 3 до 7 лет, где усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже — система чередований в основах. И наиболее интенсивно ов­ладение словообразованием происходит в возрасте от 3л. 6мес.—4 л. до 5л.6 мес.—6л. К концу дошкольного возраста детское словообразова­ние сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.


5655975915656785.html
5656041400393789.html
    PR.RU™