Анатомо-физиологические особенности и особенности развития детей до 1 года (младенческий или грудной период)

Особенностью младенцев, а это дети от 4 недель (или 1 месяца) до 1 года, является их интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и интеллектуальное развитие.

Рост малыша после рождения происходит по определенным закономерностям: наиболее интенсивно малыш растет в первые 3 месяца жизни, «вытягиваясь», в среднем, на 3 см ежемесячно. С 3-го по 6-й месяц малыш прибавляет по 2,5 см каждый месяц, с 6-го по 9-й месяц ребенок растет еще медленнее прибавка составляет 1,5–2 см ежемесячно, с 10-го по 12 месяц — по 1 см в месяц. За год малыш вырастает в среднем на 25 см, и в год его рост — уже около 75 см.

В первую неделю масса тела новорожденного может немного уменьшиться (но не более чем на 5–10%): малыш теряет жидкость и режим кормления пока еще не установился. Затем в течение первого месяца малыш прибавляет в весе в среднем на 20 г в день. Каждый день второго месяца добавляет к массе тела грудничка по 30 г. К 4-м месяцам вес ребенка удваивается, к году — утраивается.

Кожа очень нежная, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма. Масса подкожно-жирового слоя нарастает.

Костная система: соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году - большой. Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 - верхних, после них - еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок имеет 8 зубов.

Мышечная система. «Поза эмбриона», когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги - в коленях и притянуты к животу, поза сохраняется до 2,5 месяцев, это связано с гипертонусом мышц конечностей.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. -35-40, в 7-12 мес. - 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание приходится 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком. С 6 месяцев постепенно начинают давать соки, каши, творог.У грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.



Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный ребёнок удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, "гулит". При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти --этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону.

Проявляет чувства - любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит. В 4-5 месяцев уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется. 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки. 6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ребёнок ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др. 8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной. 9-месячный выполняет довольно сложные движения - перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: "дай ручку" и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения. 10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова. 11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.


5653364121174859.html
5653410618293560.html
    PR.RU™