Анализ детских рисунков на тему «Моя семья».

Методика проведения:детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется.После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

В настоящее время в методических пособиях достаточно много внимания уделяется анализу и оценке семейных отношений на основе детских рисунков. Поэтому обратим внимание на самые общие и информативные, на наш взгляд, особенности рисунка.

Процесс рисования и детские рисунки анализируют по следующим показателям:

Процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи.

Цвета выбранные для изображения разных членов семьи и рисунка в целом (более насыщенные, яркие цвета скорее свидетельствуют о благополучии семейных отношений)

Порядок рисования: кого ребенок начинает рисовать первым, какому персонажу уделяет больше времени в рисунке дополняя его одежду украшениями и деталями, тот наиболее привлекателен для ребенка.

Содержание рисунка: расположение членов семьи относительно друг друга: чем более сплоченная семья, тем чаще ребенок рисует ее членов вместе, не обозначая на рисунке «преграды», стоящие между ними(шкафы, стены и др.).

Исключение кого-либо из членов семьи из семейного рисунка говорит, как правило, о проблемах общения ребенка с ним

Следует отметить, что данная методика не является проективным тестом. Анализируя рисунки детей, воспитатель может по некоторым наиболее ярким показателям сделать вывод о положении ребенка в семье, благополучии семейных взаимоотношений, предположительных проблемах семейного воспитания. Однако результаты методики должны обязательно дополняться и уточняться с помощью других методов диагностики семейного воспитания дошкольников.

Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического процесса по данному направлению.

Вместе с тем, диагностические методики по данному направлению достаточно подробно представлены в параграфе Т.И. Бабаевой. Отметим, что в качестве базовых методикмогут выступать: наблюдениеза общением детей в повседневной жизни, одна из социометрических методик («Секрет», «Подари открытку», «Новоселье»), рисование на тему «Я в детском саду», одна из диагностических ситуаций, выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности («Обложка для книги», «Рукавички», «Сапожки в подарок», «Сделаем вместе»).



Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе.Для ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе),беседа с ребенком «Что ты любишь»,экспериментальная методика «Лесенка»,методика изучения образа «Я» дошкольника, диагностические ситуации «Что я лучше всего умею», «Мои лучшие качества».

В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:

Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности: умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом, оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых, сверстников

Позиция, которую ребенок занимает в общении – лидер, партнер, подчиненный, уверенность в общении

Проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

Для изучения особенностей представлений дошкольников о себе предлагается:

Экспериментальная ситуация «Рассказ незнакомому другу»

Методика проведения: В индивидуальной беседе ребенку рассказывается, что жители из другой страны прислали письмо, в котором они очень просили каждого из детей детского сада рассказать немного о себе. После этого ребенку предлагается рассказать о себе то, что ему захочется.

Если ребенок затрудняется рассказать о себе, воспитатель задает вопросы:

- Расскажи, как ты выглядишь?

- Есть ли у тебя друзья?

- Что ты любишь делать?

- Что ты умеешь лучше всего? и т.д.

Желательно зафиксировать рассказ детей и оценить то, о чем рассказывал ребенок, в первую очередь особенности своего внешнего вида, свои умения, то чем он любит заниматься, личностные качества, Обычно то, с чего ребенок начинает рассказ о себе является наиболее значимым для него самого. Важно обратить внимание и на то, как ребенок рассказывал и отвечал на вопрос – уверенно, заинтересованно, с желанием, смущаясь, односложно, отказывался от ответа. Эти особенности характеризуют не только сформированности представлений дошкольника о себе, но и о самоотношении ребенка.



Углубить информированность педагога о развитии представлений о себе у детей старшего дошкольного поможет беседа с детьми.

Беседа «Что ты любишь»

( модифицированный вариант методики Корепановой М.)

Методика проведения: Сегодня мы поговорим о тебе, мне хочется узнать, что тебе нравится, а что нет, что ты уже научился делать, чему хочешь научиться

- Что ты любишь больше всего на свете?

- Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили бы делать все?

- Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.

- Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

- Что ты умеешь делать? Чему научился? А чему бы ты хотел научиться?

- Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить?

Для определения тех нравственных качеств, которые выделяет в себе ребенок, особенностей его самооценки традиционно используется тест «Лесенка», которая разработана для дошкольников в нескольких модификациях.

Экспериментальная методика «Лесенка»

(вариант Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной)

Стимульный материал:На листе бумаги нарисованы силуэты лестницы из 6 ступенек, фигурки мальчика или девочки.

Методика проведения: Методика начинается с непринужденного разговора о семье ребенка, его близких родственниках, о друзьях в детском саду.

1 серия. Затем педагог показывает лист бумаги с изображением лестницы и говорит, что если всех детей рассадить на ее 6 ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем - средние, но тоже хорошие дети. На второй лестнице соответственно распределяются плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке — самые плохие и так далее.

После этого ребенку дается фигурка мальчика или девочки (в соответствии с его полом) и просят поставить ее на ту ступеньку, которой, соответствует он сам. При этом ребенок должен пояснять, почему он выбрал именно эту ступеньку.

2 серия. После этого ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель, мама, друзья. Можно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку и кто на самую нижнюю. После каждого ответа выясняют, почему ребенок так думает.

Обработка данных.Подсчитываются оценки отдельно по каждой серии эксперимента. Чем выше ступенька лесенки, тем выше самооценка ребенка. Для старшего дошкольного возраста нормальным считается, когда ребенок ставит себя на 4-6 ступеньки.

При ответах на вопросы обращают внимание на следующие показатели

- проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о себе, оценивать себя;

- каким ребенок считает себя и на какую из 6 ступенек ставит себя;

- может ли ребенок объяснить, почему он поставил себя на ту
или иную ступеньку;

- каково соотношение между самооценкой ребенка и его представлениями об его оценке педагогом, близкими.

Более глубоко изучить представления детей привлекательных и непривлекательных для него качествах, понять его отношение к себе поможет другой вариант методики.


5653051344242477.html
5653111624561225.html
    PR.RU™