УВАЖАЕМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!

Не думайте, что ошибся, назвав нашего читателя исследо­вателем. За это говорит ваше желание разобраться в себе, высве­тить неизвестные стороны своей личности, определить особен­ности своих взаимоотношений с руководителями и подчинен­ными.

Во все времена развития человечества перед каждой личностью непременно вставали извечные вопросы: «Кто я есть?» и «Что я могу?». Наверное, именно эти вопросы явились двигателем человеческой мысли и определяли прогресс нашей цивилизации. Во все времена, как только человек переставал задавать себе эти вопросы, человечество начинало топтаться на месте. В этой части вы не только сможете удовлетворить свою любознательность, открыть в себе неведомые острова, но вы также научитесь понимать себя, свое настроение и свои особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Вспомним обращение Сократа к собратьям:

«Познай самого себя». В человеке всегда была неистребима потребность в самосовершенствовании, но без глубокого, всестороннего знания самого себя такое совершенствование невозможно. В профессиональной деятельности у вас не складываются взаимоотношения с коллегами. В семье складывается все не так, как бы вы хотели, и даже собственные дети кажутся вам очень далекими, а их поступки необъяснимыми? Эти возникающие жизненные коллизии невозможно объяснить опять же без знаний своих психо­логических особенностей.

Снимите «розовые очки», не придет день, не наступит ут­ро, когда вдруг все ваши проблемы решатся сами собой. Вы -источник этих проблем, вы - наш уважаемый исследователь. Поэто­му познание себя, это только первый шаг в преобразовании своей личности, а дальше будет ежедневная кропотливая работа, которая приведет вас к успеху — к формированию своей личнос­ти на более высоком уровне. Готовы ли вы к этому? Если готовы, наш практикум позволит вам сделать первый шаг в мир своей лич­ности.

Личность... Это целый мир, преломленный в сознании одного человека. Личность — это вселенная со своими галактиками и солнцами, поэтому не думайте, что на все ваши вопросы вы найдете ответ,— много еще в этой «вселенной» под названием Личность не открыто. Еще раз вспомним Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие и этого не знают».

Итак, уважаемый исследователь, мы даем вам инструмент познания самого себя, психологическое тестирование. Что же такое тест? Еще недавно столь крамольное слово объяснялось, как выдумка буржуазной пропаганды и неприемлемое для развития советского человека. Если перевести с английского слово тест, то это оказывается «испытание». Время все расставило по своим местам. Тесты получают все более широкое распространение в медицине, педагогике, в промышленности. Точность и объективность результатов тес­тирования являются основой их применения. В психологическом словаре вы можете прочесть: «Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание». Прежде чем это определение «тест» попало в психологический словарь, оно проделало исторический путь длиною в один век. За точку отсчета исторического пути развития тестов мы взяли научно обоснованные испытания, которые проводил английский ученый Гальтон в своей антропометрической лаборатории в конце прошлого века. Зарождение тестов произошло гораздо раньше в процессе обыденной жизни, повседневного общения. Они совершенствуют­ся во многих видах деятельности, в частности, в горниле педагоги­ческой и медицинской практики. Уже с древнейших времен в пе­дагогике вырабатываются различные способы тестирования учеников, для определения качества полученных знаний. Медицина же столкнулась с необходимостью разграничивать душевную патологию и норму, а также изобретает проверочные средства. Но во всех этих случаях самые разнообразные тесты - от общежитейс­ких до педагогических и медицинских, - будучи непременным ус­ловием множества практических задач, еще не стали объектом на­учного анализа, экспериментальной проверки, математической обработки.



Первые попытки перейти от интуиции и эмпирических со­ображений к тестированию связаны с именами двух интереснейших людей своего времени Лафаретом и Галлем. Первый, например, утверждал, что существуют надежные корреляционные связи между особенностями лица и психическим складом личности. Различия в форме носа, например, трактовались, как показатель различных степеней агрессивности характера. Создатель френологии австриец Галль искал основание для определения психических свойств уже не в структуре лица, а в строении черепа. Исходя из представлений о том, что в «шишках» выражены различия в развитии отдельных участков головного мозга, каждый из которых служит органом особой способности. Таким образом, Галль, ощупав череп какого-либо доверчивого человека, предсказывал ему будущее. Конечно, как вы полагаете, полное отсутствие научности метода не могло получить иной интерпретации, кроме фантастической. И только Гальтон сделал тестирование научно обоснованным методом.



Триумфальное шествие тестирования началось после опубликования французскими психологами А. Бине и его сотрудником А. Симоном в 1905 году набора тестов для диагностики интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы выявить тех, кто не в состоянии будет обучаться в массовой школе. Эти тесты получают широкую популярность в Германии, России, США. Эта задача не такая простая, как видится на первый взгляд. Ведь тре­бовалось отделить детей, способных к учению, но ленивых, от стра­дающих прирожденными дефектами. Но Бине этим не ограничился, внутри самой «нормы» (детей, способных к обучению) выявил несколько градаций. В основе изобретения Бине лежала очень простая идея: ребенку предоставлялись определенные задачи и результаты сравнивались с результатами, полученными у его свер­стников. Если восьмилетний ребенок мог решить задачи только для шестилеток, то его интеллектуальный уровень оценивался меньше единицы и обратно, если восьмилетний ребенок решал задачи для десятилетних детей, то его IQ оценивается выше единицы (IQ -коэффициент интеллекта). Слабость гипотезы Бине состояла в его исходных посылках: представление об абстрактном уме, темпы раз­вития которого предопределены природой индивида. Как вы пре­красно понимаете, нельзя говорить о неизменности IQ независимо от обучения социально-культурных факторов.

Большой вклад в развитие тестирования внесла советская пси­хологическая школа. В 1924 году в Москве открылся Центральный институт труда (ЦИТ). Организовал этот институт В. Гастев. В ин­ституте были проведены интереснейшие эксперименты по проф-пригодности на рабочие специальности. Были разработаны специ­альные тестовые проверки по профотбору. Бурное время 20-х го­дов — время становления страны, время становления тестологии. Она проникает во все сферы жизни молодого Советского государ­ства. Стране нужны управленцы, способные работать по-новому, и тестология приходит на помощь, стране необходимы смелые люди, способные покорять небо, лететь в стратосферу, и психологи гото­вят тесты для отбора таких людей. Конечно, не обходилось и без ошибок, но основателей тестологии молодого государства можно простить уже за то огромное желание помочь стране встать на ноги, развивать демократию и культуру. Но начатое дело оборвалось в начале пути...

Психологические тесты, содержащиеся в этом разделе, не слишком сложны и для работы с ними не требуется специальной профессиональной подготовки - образования психолога. Эти тесты предназначены для того, чтобы руководитель задумался над некоторыми своими характеристиками, особенностями своей личности. Они помогут сделать первый шаг к самопознанию. Но нужно пом­нить, что квалифицированную помощь и консультацию может оказать только профессиональный психолог. Только он располагает арсеналом средств, которые позволяют раскрыть личность и точно Понять и описать ее.

Второй момент, на котором мы бы хотели остановиться, включая данный раздел, - это то, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Мы надеемся, что тесты будут своеобразным зеркалом для понимания характера.

Третье — это то, что никто никогда не скажет своему ру­ководителю (а возможно, и коллеге) о действительно слабых или иных чертах личности. Даже если об этом говорится (что бывает очень и очень редко), то обычно в пылу гнева, эмоций и страстей, где цель бывает искажена. В этом случае говорится не с целью по­мочь, а с целью нанести как можно больше боли.

Личностные особенности, тем более слабости - это очень интимные стороны нашей жизни, о которых мы даже не подозреваем и стараемся о них не признаваться даже самому себе. Хотя как раз с понимания своих недостатков и начинается самосовершенствова­ние личности.

Результаты, которые будут получаться по каждому тесту, же­лательно записывать в какую-либо отдельную тетрадку или блокнот, чтобы затем вы смогли их анализировать, почему получились те или иные результаты. Чтобы могли сравнивать результаты нескольких тестов. И со временем у вас будет довольно подробная характеристика вашей личности со своими плюсами и минусами. Если получатся какие-то противоречия, попробуйте их объяснить. Итак, вы получили первые результаты. Как же дальше работать с этими результатами над собой? Если вы согласны с тем, что получилось, и действительно хотите исправить или выработать некоторые черты личности, тогда поступайте следующим образом.

1. Представьте идеальный образ человека или то поведение, к которому вы стремитесь.

2. Вспомните из реальной жизни из своего окружения людей, обладающих этими качествами.

3. Постараетесь воспроизвести их поведение, черты, эмоции, то, к чему вы стремитесь. Попробуйте воспроизвести его походку, жесты, мимику, выражение лица, помните, что физическое связано с психическим.

4. Стройте свое поведение так, как будто вы уже приобрели эти качества, черты, то есть поступайте так,как поступают в таких слу­чаях такие люди.

Но часто бывает лучше начать с составления черно-белых ха­рактеристик, которые помогают сформулировать цель - то, без чего нельзя начинать ничего.

В своей книге «Искусство быть собой» В. Леви приводит при­мер составления таких характеристик, на наш взгляд, которые могут взять на вооружение многие руководители. Почему Черно-Белые? Потому что состоят из двух обязательных списков: черного и белого, минусов и плюсов, достоинств и недостатков. В просторечии мы называем их просто «Зебрами» (поскольку каждый человек, как жизнь, не черен и не бел, а в «полосочку»).

Вот образцы (действительные характеристики одного человека, чем-то похожего на меня):

ЗЕБРА А. (ОЦЕНОЧНАЯ)

+ (Белый список) - (Черный список)

МОИ ДОСТОИНСТВА МОИ НЕДОСТАТКИ

1. Умею смеяться. 1. Легко впадаю в уныние

2. Способность радоваться 2. Завистливость. за другого, восторгаться, дарить.

3. Предусмотрительность 3. Трусость, лживость.

4. Доверчивость. 4. Некритическая внушае­мость.

5. Незлопамятность. 5. Вспыльчивость.

6. Стремление к самосо- 6. Болезненное самолюбие. вершенствованию.

7. Способность к глубоким 7. Эгоистичность к близким привязанностям

ЗЕБРА Б. (ЦЕЛЕВАЯ)

(-) Цель-проблема (+) Цель-идеал

(ИЗБАВИТЬСЯ, (ОБРЕСТИ,

УМЕНЬШИТЬ, УВЕЛИЧИТЬ,

ИСКОРЕНИТЬ). РАЗВИТЬ).

1. Тоскливость. 1. Оптимизм, радость жизни

2. Тревожность, мнительность. 2. Спокойствие, мужество.

3. Чувство неполноценности. 3. Уверенность в себе.

4. Раздражительность. 4. Доброжелательность, внимание к

людям.

5. Глупость. 5. Умение мыслить.

6. Зависимость от чужого 6. Самокритичность на осно-

мнения. Лживость. ве собственных идеалов

7. Завистливость. 7. Достоинство,

внутренняя свобода.

Очень важный момент: черное и белое, плюсы и минусы, до­стоинства и недостатки в самохарактеристиках должны быть уравновешены. То есть равное число пунктов в обеих графах, да, только так. Нет недостатка, который иною своей стороной не был бы достоинством, так и наоборот. Если либо черное, либо белое начнет перевешивать, если вы обнаружите, что вам «нечего сказать» о себе - хорошего либо плохого, - то это будет свидетельством лишь вашей самообъективности.

Желательно, чтобы и в «Зебре» каждый плюс и минус одного номера соответствовали друг другу - как противоположности или как разные стороны одного и того же.

Есть и другие методы, среди которых особенно привлекатель­но построение «Древа Цели» (оно же Древо Самоанализа).

Предположим, вы формулируете свою цель-проблему как: «Избавиться от раздражительности». Задайтесь вопросом: «А для чего это необходимо?» Вспомните, проанализируйте моменты, когда вы не были раздражительны, установите хотя бы некоторые связи, зависимости. Предположим, получится:


А что для этого необходимо?


А что для этого?..

И так далее. Так можно обработать и каждый пункт «Зебры» А с чего же начинать?.. Посмотрите на Древо - увидите, с достижимого. Или хотя бы с того, что -кажется достижимым. Допустим, вам по­кажется достижимым «в каждом уметь видеть достоинства». (А по­чему бы и нет? Ведь ваши собственные достоинства кажутся вам вполне видимыми, только кругом слепые.) Тогда усиленно вживайтесь в роли: Психотерапевта, Адвоката, Деда Мороза и прочих существ, чья склонность или специальность — видеть людей хорошими. Все это поможет вам найти и укрепить искомое самочувствие. Результат — избавление от раздражительности - поможет и многому еще...

Понятно, что и «Древа Целей», и «Зебры» могут иметь неогра­ниченную продолжительность, нужна четкость и лаконичность. Всего практичнее - не менее трех пунктов (разветвлений) и не более десяти-двенадцати.

Само собой разумеется: речь идет исключительно о ваших ду­шевных качествах, свойствах ума, характера, поведения. Если в гра­фе «минус» вы будете писать: «лысина», «отсутствие автомобиля «Москвич», а в графе «плюс» - «трехкомнатная квартира», «премиальные», то мы друг друга не поняли.

Вы спрашиваете обо мне? Мои Зебры и Древо Цели здесь у меня перед глазами, на рабочей стене. Сколько времени они здесь находятся?.. Уже много лет. Конечно, за это время слегка пе­ременились - с недавней поры, например, на Древе Цели появился юный побег, которого раньше не было.


5652552843258392.html
5652593243521145.html
    PR.RU™